Форум Дніпропетровської державної фінансової академії
Форум присвячений вступу, навчанню, подіям яки відбуваються у Дніпропетровської державної фінансової академії, проведення Інтернет конференції, працевлаштуванню студентів академії, співпраці з партнерами.
Написане: вівторок листопада 03, 2009 4:03 pm Тема повідомлення: Ковалевич В. В.НЕОТЪЕМЛЕМОСТЬ УКРАИНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ...
Ковалевич Варвара Васильевна
доцент кафедры философских наук,
Николаевский гос. ун-т им. В.А. Сухомлинского
НЕОТЪЕМЛЕМОСТЬ УКРАИНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
ОТ ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
«Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели» (1 Тим. 5, 20). В XX веке в украинском Православии было множество попыток создания «самостийной украинской церкви», независи¬мой от исторически сложившихся во Вселенском Православии ду¬ховных центров — Патриархатов. Что детерминировало эти попытки?
Вселенская Православная Церковь (ВПЦ) состоит ныне из пятнадцати Поместных Православных Церквей. В Церкви институт «первого среди равных» всегда выстраивался на законах, отличающихся от гражданских по цели и своему нравственному со¬держанию. Этот свод законов Церкви создавался в течение столе¬тий, и в церковной терминологии именуется Правилами святых Апо¬столов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, или цер¬ковными канонами.
Чистое Православие времён Вселенских Соборов всегда признавало на одной канони¬ческой территории лишь одну церковную иерархию законной и, сле¬довательно, православной. Все епископы, пребывающие вне под¬чинения ей, именовались отщепенцами, раздорниками и ере¬тиками (6-е правило Второго Вселенского Собора).
Согласно последнему, православный христианин подчиняется единственной, с канонической точки зрения, законной иерархии своей Церкви, и не может пребывать в раско¬ле. Именно поэтому раскольники всех времён и народов лишены той духовной инстанции, каноническое подчинение которой (или, по крайней море, полное церковное общение с которой) могло бы служить видимым залогом их принадлежности к Православию. Рас¬кольники об этом знают и, в большинстве своём, не признаются в безблагодатности совершаемых ими «таинств», оправдываясь преднамеренно наци¬онально-политические аргументами, не имеющими к церковным канонам абсолютно никакого отношения. Ориентация раскольничьих «патриархов» на политцелесообразность, вместо церковных канонов, и лишает их перспективы быть когда-либо признанными всей Полнотой Вселенского Православия.
Спекуляция на нацчувствах и акцент на народной атрибутике — это всего лишь ширма для попрания церковных кано¬нов. С помощью основателей украинских расколов «самостийное православие» приобретает черты прямо противоположные тем, ко¬торые считались признаками Православия в Древней Церкви. Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, Кирилл Иерусалимс¬кий, Климент Александрийский, Григорий Палама, Макарий Великий, Августин, Иоанн Кронштадский, Лаврентий Черниговский и многие другие духоносные старцы и отцы Церкви всегда говорили об истинной Церкви как о Цер¬кви Вселенской.
Один из фундаторов раскола в Украине М.А. Денисенко, бывший митрополит Филарет, объявил, что именно он и его «Киевский патриархат» является краеугольным камнем для построения Поместной Церкви Украины. То же самое утверждают и другие современники, выдвигая свои «патриархаты» во главу угла украинских расколов. Все подобные утверждения с т.зр. церковных канонов не выдерживают критики, однако они являются той реальностью, из которой, как из песни - слов не выкинешь.
Киевская Митрополия, основанная в X веке при принятии Ру¬сью христианства, есть та исконная церковная структура в Украине, которую раскольники настойчиво пытаются разрушить, придумы¬вая и создавая новые, несвойственные украинскому Православию «патриархаты». Нелегитимные притязания раскольников лишь дискредитируют Цер¬ковь, имеющую в Украине древнюю, нередко трагическую, но слав¬ную историю беззаветной верности Христову учению боголюбивого народа Украины. Вот список «патриархов», возглавлявших и возглавляющих сегодня украинские расколы, имена которых подаются в порядке даты «интронизации» каждого из них: 1) Мстислав (Скрыпник), 1990 — 1993; 2) Димитрий (Ярема), 1993 — 2000; 3) Владимир (Романюк), 1993 — 1995; 4) Филарет (Денисенко), 1995 – 2005; 5) Моисей (Кулик), с июня 2005 г. Эти люди за 19 лет определённо переусердствовали в «доказательстве своей избранности», показав при этом явную нетолерантность по отношению друг к другу.
«Церковь Христова — это Царство не от мира сего» (Ср.: Ин. 18, 36). Расколы деструктивны: 1) множат самочинные сборища, называющие себя «церквами», т.е. образуют новые «украинские», «апостольские», «автономные» и реформаторские группы, каждая из которых вынашивает в своём лоне новых «патриархов»; 2) лишают своих приверженцев Благодати Божией, т.е. раскольники сами отлучают себя от Божьего благословения, отходя от Церкви по лично-политическим причинам.
К сожалению, неуёмная страсть к созданию новых «патриарших престолов», разогретая мирским тщеславием, не обошла стороной и Украину, образовав здесь самобытный «раскольнический ко¬тёл», бурлящий вот уже почти столетие.
«Если когда придёшь в город, не просто спрашивай: где храм Господень? Ибо и прочие нечестивые еретики пещеры свои называют храмами Господними. И не спраши¬вай просто: где церковь? Но: где Вселенская Церковь? Ибо сие собственно имя сей святой и всеобщей Матери-Церкви, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия» (Огласительные поучения свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. М., 1822. Оглас. поуч. XVIII. 26). Всем нуждающимся в благодатных и спасительных таинствах Церкви следуют этим словам т.е. стремятся в храмы ВПЦ, объединённой Святым Духом и обще¬ние с которой является залогом принадлежности к неповреждён¬ному Христианству.
Кафоличность Церкви, её универсальность и устремлённость к всемирности являются тем вернейшим критерием, что она есть несомненная преемница той самой Апостольской Церкви, которой Господом было поручено проповедовать Евангелие всей твари (см.: Мф. 28,19-20; Мк. 16,20; Лк. 24,47-48). Поэтому цинизм раскольников над канонами и церков¬ной традицией является серьезной угрозой для сохранения духовно¬го самосознания народа Украины. Иными словами, церковный сепаратизм - это трагедия.
Страсть к национальному самоутверждению, экклезиологическая безответственность, амбиции власти и славы, корыстолюбие, политическая конъюнктура – истинные детерминанты раскольничества.
Церковь — это организм, Святым Духом призванный творить добрые дела и быть необходимым водительством обществу, служа ему в его действиях. Достойная своего призвания Церковь подго¬товляет и создаёт соответствующую атмосферу любви и братства людей — как внутри себя, так и во всём государстве. Каноническая УПЦ приняла на себя ответственность за достижение в украинском обществе столь желанного всеми единства, как необходимую предосторожность против дезин¬теграции мира, — и всемерно стремится это единство поддержи¬вать: законы Христа основаны на любви, поэтому любые требования государства, в которых нет любви к ближнему и уважения к церковным прави¬лам, автоматически лишаются той основы, опираясь на которую только и можно обрести поддержку Церкви. Если же императивы власти противоречат законам Божиим, тогда задача Церкви занять внятную и чёткую позицию, оказывая послушание Богу, а не человеку.
Истинные христиане, исполняя запо¬ведь своего Божественного Учителя не следовать образу жизни мира сего, неизбежно рассматриваются этим миром как смутьяны.
Конструктивный диалог между Церковью и государством возможен только на основе взаимного: 1) невмешательства во внутренние дела друг друга; 2) созидания для общего блага всех граждан — как на социальном, так и нравствен¬ном поприщах.
Раскол — это смертный грех, приводящий к гибели души, к утрате Богоподобным человеком Божественной благодати и к отлучению от Христовой Церкви. Идеологи и вдохновители раско¬лов опасны не только непониманием сущности и назначения Церкви, но и тем, что под их пагубное влияние попадают всё новые души. Надменное упоение раскольников «счастьем обладания национальным патриаршим престолом», пи¬таемое политико-националистическими теориями и технологиями, есть несомнен¬ный признак отсутствия здорового христианского мировоззрения у всех, идущих этим путём.
Единственным средством преодоления разделения христиан является осознание ими неправедности со¬деянного и искреннее их раскаяние. Один лишь Бог Своею благода¬тью может примирить разобщённых братьев, а мы можем только просить Его об этом своей искренней молитвой, преданностью Его истине и подлинной христианской вселенской любовью. Спасительная ограда УПЦ, как канонической Христовой Церкви, - открыта всегда и для всех.
Сегодня Киевской Мит¬рополии принадлежат 11238 приходов, три Лавры, 19 духовных учеб¬ных заведений: одна академия, 7 семинарий, 10 училищ, один бого¬словский институт. Ныне на канонической территории УПЦ насчитывается 185 действующих монастырей, в том числе 6 ставропигиальных, 9 скитов и 2 подворья, среди кото¬рых 94 мужских и 91 женских. В указанных монастырях проходят послушание 4472 насельника и насельниц: 1609 — в мужских и 2863 — в женских (Ярема Р. Церковные расколы в Украине. – Издательство «Украинский клуб», Киев, 2007. – 96 с. С.85).
Киевская Митрополия, учреждённая со времён крещения Ки¬евской Руси, и по сей день является тем бесспорным и единствен¬ным духовным центром Украины, где полноценно окормляются пра¬вославные христиане. Свыше тысячи лет эта Митрополия соединена не¬разрывными духовными связями со всей Полнотой Вселенского Пра¬вославия — и в этом её духовная сила и непоколебимость.
Как известно, более половины верующего населения Украины – православные (Андрущенко В.П. Організоване суспільство. Проблема організації та суспільної самоорганізації в період радикальних трансформацій в Україні на рубежі століть: Досвід соціально-філософського аналізу. – К.: ТОВ «Атлант ЮемСі», 2005. – 498 с. – Бібліогр.: с. 499-502. С.441). Поэтому возрождение и культивирование истинного православия является главной и объективной тенденцией объединения народа Украины религиозными ценностями, если последние рассматривать как реальные стратегические пути и факторы консолидации общества. «В процессе консолидации украинской политнации необходимо преодолеть раскол православия или, как минимум, снять противостояние разных веток этой религии, что значительно укрепит духовную основу всего общества» (Андрущенко В.П. Указ. раб., с.442).
Таким образом, несмотря на секуляризацию и раскол в украинском православии, обусловленные вышепоказанными объективными и субъективными причинами, оно остаётся неотъемлемой составной частью Вселенской Православной Церкви и его стратегическая дорога остаётся неизменной – объединение и солидаризация народа Украины.
Ви не можете писати нові повідомлення в цю тему Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі Ви не можете редагувати ваші повідомлення у цьому форумі Ви не можете видаляти ваші повідомлення у цьому форумі Ви не можете голосувати у цьому форумі