Форум Дніпропетровської державної фінансової академії

Форум Дніпропетровської державної фінансової академії

Форум присвячений вступу, навчанню, подіям яки відбуваються у Дніпропетровської державної фінансової академії, проведення Інтернет конференції, працевлаштуванню студентів академії, співпраці з партнерами.
 
 ДопомогаДопомога   ПошукПошук   Список учасниківСписок учасників   ГрупиГрупи   ЗареєструватисьЗареєструватись 
 ПрофільПрофіль   Увійти, щоб переглянути приватні повідомленняУвійти, щоб переглянути приватні повідомлення   ВхідВхід 

Офіційний сайт академії
Дулин П.Г. СТРАТЕГИЯ ПРАВОСЛАВИЯ ...

 
Цей форум закрито   Цю тему закрито    Форум Дніпропетровської державної фінансової академії -> Сьомі Всеукраїнські читання “ПРАВОСЛАВ’Я У СВІТОВІЙ КУЛЬТУРІ”
Попередня тема :: Наступна тема  
Автор Повідомлення
marina


   

З нами з: 28.09.09
Повідомлень: 16

ПовідомленняНаписане: вівторок листопада 03, 2009 4:07 pm    Тема повідомлення: Дулин П.Г. СТРАТЕГИЯ ПРАВОСЛАВИЯ ... Відповісти цитуючи

Дулин Пётр Георгиевич
доцент кафедры философских наук,
Николаевский гос. ун-т им. В.А. Сухомлинского



СТРАТЕГИЯ ПРАВОСЛАВИЯ -
ОБЪЕДИНЕНИЕ И СОЛИДАРИЗАЦИЯ


В христианском мире с эпохи Возрождения обсуждается проблема "секуляризации", "обмирщения" Церкви, т.е. о подчинении её миру, который она в себя принимает, об искажающем её истину компромиссе с цивилизацией, противоположной Церкви по способу существования. Насколько эта проблема: 1) актуальна для современной УПЦ? 2) коррелирует с объединительной миссией православия?
Согласно христианской антропологии, Бог сотворил человека как личность, обладающую внутренней жизнью, неповторимой в её индивидуальных проявлениях. Духовно-социальная жизнь каждого, верующего во Христа, но¬сит христоцентрический характер: человек существует и сознаёт себя личностью благодаря своей причастности ко Христу, открывающему для него беспредельность бытийной и экзистенциальной перспективы. Вера в Богочеловечество Христа — высший уровень духовности, на который способен подняться человек. Она преображает внутренний мир личности, превращает духовный эклектизм в этически упорядоченный мир ценностей, смыслов и норм. Без православной веры любые формы ду¬ховности несостоятельны. Личность может "найти себя", "стать собой", выйти на благой путь творческого участия в социальной жизни, если только живёт во Христе, в Его Православной Церкви, питается от благодатных даров Святого Духа.
Человек, верующий во Христа, видит смысл своего земного существования в том, чтобы жить в социальном мире в соответствии с заповедями Божиими. Бог помогает людям преодолевать разъединённость и одиночество. Его заповеди кре¬пят и множат социальные связи, пронизанные солидарнос¬тью. Они духовно углубляют социальные ориентации личности, возвышают ценности в их нравственном и законопослушном поведении.
Однако современный глобально-либеральный мир заменяет абсолютные цен¬ности Христа общественно-политическими и социокультурны¬ми приоритетами. "Глубокие перемены охватывают все стороны, все измерения человеческого существа, вплоть до биологической основы... Длинная цепь современных превращений человека и его способов репрезентации — цепь распа¬да антропоатома — близится здесь к концу. Свет¬ское сознание давно уже характеризует современное общество как "постхристианское". В качестве реальной и близкой перспективы сегодня уже активно обсуждается приход "постчеловеческого" или "трансчеловеческого" мира, для обитателей которого, наделённых гибридной антропокомпьютерной конституцией, все ценности духовности, нравственности, культуры не будут существовать вообще или, по крайней мере, большая их часть. В своей глубине и радикальности описанные антропологические феномены действительно составляют главный, определяющий уровень протекающего планетарного кризиса. Такой позиции придерживаются многие философы и богословы, подчеркивая, что кризис современной материалистической цивилизации заключается в "антропологическом искажении".
Сегодня завершается грандиозный, исторически беспрецедентный опыт Нового времени — построения культуры без религии. Этот эксперимент прошёл путь от светлого гуманизма эпохи Возрождения до тоталитарного порабощения мира псевдодемократией и информационно-психологи¬ческим манипулированием. Цементируется секуляризованная культура, являющаяся бездушным телом.
Мышление нынешнего человечества анахронично. Оно видит НТП через призму старого респектабельного опти¬мизма. Пропаганда СМИ, оглупляет народы сенсациями, бросает их от моды к моде, от одних политвыборов к другим, к "комфорту" евроинтеграции.
События 1990-х годов в Украине так¬же явились началом процесса секуляризации церковной жизни, подчинения её тем жизненным правилам, которые навязывает ей построенная на потребительстве цивилизация.
Несомненно, что определения Харьковского Архиерейского Собора 1992 года оградили УПЦ от политической институциализации, а её верных чад от сползания в политспекуляции и нацманипуляции.
Одна из сторон многогранной миссия Церкви состоит в том, что только через творческое усвоение прош¬лого и только на твёрдом святоотеческом базисе возможны богос¬ловский поиск и интерпретация того, что составляет и придаёт Бо¬жественному Откровению его вневременность, историчность и современность в сегодняшнем мире.
Взаимоотношения Церкви и госу¬дарства в советской Украине строились на диктате атеистической идеологии, наце¬ленной на полное вытеснение религии из жизни общества. В новой украинской истории в условиях формирующейся демократии и религиозного плюрализма государство, к сожалению, на практике стимулировало многие расколы внутрицерковной жизни для ослабления позиций Церкви в целом.
Отношения государства и Цер¬кви – это соблазн для обеих сторон. Вторая, приобретая господдержку, получает боль¬шие возможности для увеличения своего влияния. В свою очередь, первое может использовать авторитет Церкви в своих политцелях. Однако, попав в зависимость от государства, религиозная организация вынуждена санкциониро¬вать любые его действия, в том числе и те, которые имеют нега¬тивный общественный резонанс. В результате, находясь в тесной связи с государством, Церковь рискует утратить свой авторитет.
Подобная ситуация сложилась до 1917 года - влияние Православной Церкви было существенным. Однако её авто¬ритет снизился, когда граждане увидели Цер¬ковь, связанную с госвластью, поли¬тика которой далеко не всеми воспринималась безогово¬рочно. Исследователи единодушны в своих выводах о том, что к 1917 году автори¬тет Церкви среди широких слоёв населения значительно упал. Богословское обоснование симфонии Церкви и государства содержится в христологической концепции, утвержденной IV Все¬ленским (Халкидонским) Церковным Собором в 451 г. Там эта идея обосновывалась наличием двух природ — Божественной и челове¬ческой — в Иисусе Христе при их неслиянности и нераздельности.
Подобная модель церковно-государственных отношений была унаследована и Русским государством. Здесь следует, однако, иметь в виду, что как в Византийской империи, так и в допетровской Рос¬сии симфония (гармония, единство) Церкви и государства в чистом виде проявлялась лишь в редких случаях. В значительной мере она оставалась скорее желан¬ным идеалом, нежели исторической реальностью. На протяжении своего многовекового ис¬торического пути христианская Церковь, в лице носителей её созна¬ния, не только осуществляла своё право судить о государстве, с которым она имела дело, по его достоинству, но пыта¬лась привлечь его на служение Христу, пронизать госучреждения светом Христовым, вдохнуть Его дух в госформы. Ни одна из этих попыток не удалась. XV век засвидетельствовал крушение Византии. СССР рухнул на наших глазах. И трагедия России, одна из существенных причин её падения, заключалась, прежде всего, в том, что она пыталась соединить — несоединимое: тоталитарное государство с христианским строем жизни, царство кесаря с Царством Божиим. Если всякое государство в своей сущности тоталитарно, то и всякая попыт¬ка построить государство на законе Христовом роковым образом об¬речена на неудачу.
Печальной альтернативой политманипуляциям стало принятие православным сознанием узких нацинтересов. На протяжении большей части XX века в соцстранах, коммунистический режим подавлял любые нацчувства. Однако в конце 1980-х их удержать было уже не¬возможно: начавшееся по всей Восточной Европе движение народов и республик за независимость было тесно связано с религиозным национализмом.
В результате, внедрение идеи нацсамосознания на¬чалось с таким же рвением, как и доктрины марксизма-ленинизма на протяжении многих десятилетий до этого.
В основе национализма лежит смешение повышенной религиоз¬ной чувствительности человека с его нацинтереса¬ми. Национализм зачастую проявляется в убеждениях людей, что какая-то конкретная нация находится к Богу ближе, чем другие, или (в своём экстремальном проявлении) в ложном убеждении, что к ка¬кой-то конкретной нации Бог проявляет особое благорасположение. Такие убеждения часто приводят к демаркации между своей нацией как хорошей (обиженной) и другими нациями, как плохими (завоевателями) или низшими, и синкретизируют сознание человека, лишая его способности отличать религиозные вопросы от нацинтересов. Нацпсихология устойчива и заразительна. Она с трудом поддаётся динамике, т.к. "собственные" установки негативного отношения к какой-либо этнической общнос¬ти кажутся индивиду "истинными", позволяют поддерживать отношения "единомыслия" с носителями аналогичных установок. Подтверждаемые опытом, одобрением окружающих, подкрепляемые воздействием продукции СМИ, такие установки вместе с ложными нацстереотипами, многократно повторяемые, становятся прочной основой для сохранения в массовом сознании этнических и нацпредрассудков, появления националистических нас¬троений, консервации этноцентризма.
Таким образом, естественно, что национализм резко актуализировался в результате произошед¬ших в Восточной Европе политперемен. Но с позиций православ¬ия, важно понимать, что религиозный национализм не является плодом подлин¬ного учения о Церкви. В контексте кафоличности и единства Цер¬кви идея национальной Церкви является ошибочной.
Религиозный национализм является бичом современ¬ного Православия. Воинствующий национализм в крайней форме выражения в сущности своей является еретическим понятием о Цер¬кви, поскольку он разделяет людей на "своих" и "чужих", и противо¬речит соборности и экклезиологии Церкви.
В Православии "соборность" Церкви сосредоточена в Таинстве Евхаристии и рассматривается эсхатоло¬гически. Православная Церковь является общиной верующих, соб¬ранных в конкретном месте с целью отображения жизни Грядущего Века, в котором будут преодолены разделения и несовершенства, а вся тварь воссоединится с Богом. По этой причине любые разделения по нацпризнаку (и разделения вооб¬ще) в Церкви являются неприемлемыми. Фактически, проблема национализма противоречит подлинному православному богословию. Вместо того, чтобы куль¬турный плюрализм был в разумной мере использован Церковью, да¬бы её учение было услышано и понято лучше, различные нац-полит-кланы используют Церковь для достижения своих собственных целей. Такие нацприоритеты в действительности только прикрывают сепаратизм. Они подавляют миссионерский дух Православной Церкви, и заслоняют собою вселен¬скую природу Православия.
Предание Вселенской Церкви, апостольское Предание, святоотеческое постепенно смешиваются с Пре¬даниями Поместных Церквей, национальных, этнических, культур¬ных групп этих церквей, с московским преданием, или во¬логодским, или минским и т.д. Настоящая опасность для нас, когда местное предание, национальное предание, Предание Поместной Церкви постепенно получает преимущество пред Вселенским Преданием. Ему отдают предпочтение, не отвергая Вселенское Предание, апостольское, святоотеческое. Но, действуя тихо и незаметно, местному пре¬данию, которое людям ближе в национальном смысле, постепенно отдают де-факто предпочтение перед Вселенским. Расколы возни¬кают именно отсюда. Были расколы между Востоком и Западом, конфессиональные расколы: католики, протестанты, православные... А на этой почве возникают расколы внутри Православ¬ной Церкви и национальных Церквей.
Заразительность националистической психологии объясняется тем, что этнические общности, представители которых являются носителями абсолютизированного нацсознания, дос¬таточно просты по структуре своего единства, а источники психичес¬кого заражения (являющиеся носителями этого сознания) оказываются людьми, которым некритически подражают или от которых некритически воспринимают определённую информа¬цию. В обществе некритическое подражание встречается в моде, в распространении массовых увлечений и, к сожалению, в психических процессах, сопровождающих националистическое по своему харак¬теру поведение. Предметом некритического подражания часто ста¬новится поведение, в котором решающую роль играют негативные установки по отношению к определённой этнической группе. Так мо¬лодежь, принадлежащая к этническому большинству в стране, иног¬да усваивает пренебрежительное отношение к представителям этни¬ческого меньшинства.
Как известно, некоторые представители нацдвижений, считающие себя православными, ставят Православную Церковь в зависимость от этнической принадлежности и политинтересов.
Поставить церковную деятельность в зависимость от светских нацпроблем и политконъюнктурных стремлений хотели и в Украине. Но благодаря ответственной и богословско-канонической взвешенной позиции участников вышеупомянутого Харьковско¬го Архиерейского Собора политизация не коснулась инс¬титуциональных форм организации церковной жизни.
Таким образом, этнические Церкви находятся в процессе секуляризации. Национальные Православные Церкви постсоветского пространства, трансформировавшись в средство для самосохранения этноса, не способны, в конечном счёте, удовлетворять религиозные потребности верующих граждан. Слишком велико воздействие ассимиляции господствующей культуры. Люди, ищущие убежища в Церкви, ставшей для них нацанклавом, волей-неволей привносят в неё тот самый обмирщённый дух отношения к жизни, от которого они так страстно жаждут ук¬рыться в самой Церкви. Деструктивность и известный трагизм этого процесса заключается в том, что Православная Церковь, став средством реализации этнических и нацинтересов, при этом отступает от абсолютной первичности вселенской веры Богоподобного человека и делает объектом его поклонения - национальное своеобразие того или иного этноса. Очевидно, что такая тенденция не способствует ни консолидации, ни солидаризации народа Украины.
Догори
Переглянути профіль користувача Відіслати приватне повідомлення
Показувати:   
Цей форум закрито   Цю тему закрито    Форум Дніпропетровської державної фінансової академії -> Сьомі Всеукраїнські читання “ПРАВОСЛАВ’Я У СВІТОВІЙ КУЛЬТУРІ” Ваш часовий пояс: GMT + 2 Години
Сторінка 1 з 1

 
Перейти до:  
Ви не можете писати нові повідомлення в цю тему
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі
Ви не можете редагувати ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете видаляти ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете голосувати у цьому форумі



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru
Український переклад © 2005-2006 Сергій Новосад