Форум Дніпропетровської державної фінансової академії
Форум присвячений вступу, навчанню, подіям яки відбуваються у Дніпропетровської державної фінансової академії, проведення Інтернет конференції, працевлаштуванню студентів академії, співпраці з партнерами.
Написане: четвер березня 22, 2012 2:05 pm Тема повідомлення: Попадьина Т.С., ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПРАВА ...
ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПРАВА Б.А. КИСТЯКОВСКОГО
Попадьина Т.С., преподаватель
Днепропетровская государственная финансовая академия
popadyna@ukr.net
Б.А. Кистяковский подчеркивает, что учение о праве и правосознании может стать инструментом для создания комплексной науки об обществе, поскольку из всех гуманитарных наук, именно правоведение оперирует наиболее точными юридическими формулами. Как логика выступает инструментом научного познания в каждой сфере, как математика поставляет общие принципы и критерий истинности естественным наукам, так и право может стать методологической основой для наук общественных. Право, поскольку оно принимается людьми, живущими в обществе и подверженными воздействию других социальных норм и ценностей, выступает концентрированным выражением всех социально-культурных процессов. Право становится инструментарием анализа социальных взаимоотношений, и способом сознательного изменения отдельных общественных практик.
Правосознание основывается на мыслительной, логически-рациональной деятельности личности. Широкое распространение получил подход к праву как к формуле разумного обустройства человеческого общества. Но логически-конструктивная деятельность не способна охватить всех аспектов влияния права на сознание и деятельность личности. Поэтому важно понимать, что «право апеллирует не только к мыслительной деятельности и логическому аппарату человека, но и захватывает всего человека, что оно связано со всем разнообразием нашей жизни и затрагивает все богатство наших душевных движений». Определение правосознания должно учитывать тот факт, что «правовые нормы воспринимаются не как логические схемы, а вместе с чрезвычайно сложными и разносторонними душевными переживаниями». Убежденность в этой особенности правосознания обусловила выбор терминов для характеристики явления. Б.А. Кистяковский пишет о «душевных переживаниях» или «движениях души», подразумевая традиционное представление о душе как о вместилище разума, эмоций и воли, ведущее начало от Платона.
Еще одной характеристикой правосознания, имеющей определяющее значение, является его всеобщность. «Эти душевные переживания испытывают только члены одной определенной группы лиц, например, исключительно профессиональные юристы. Напротив, они свойственны в той или иной степени интенсивности, ясности и сознательного отношения к ним всем членам общества. Во всякий данный момент при наличности соответственных поводов они вызываются к жизни и к активному проявлению в любом сознании и во всех их вместе». Всеобщность правосознания находится в неразрывной связи с ключевой составляющей содержания правосознания. «Все душевные переживания, вызываемые правовыми нормами, концентрируются и заостряются в убеждении, что они должны осуществляться. К тому же это убеждение, будучи всеобщим, не остается просто убеждением; оно вместе с тем приводит к тому, что нормы осуществляются». Не будь такого убежденности и сознательного исполнения правовых норм, право не могло бы осуществляться в реальной жизни. «Таким образом, правовые нормы живут не только в сознании всех членов общества, но и в массе единичных случаев; известная сторона последних может рассматриваться как воплощение правовых норм». Б.А. Кистяковский считает правосознание универсальным явлением, формой рациональной деятельности и душевных переживаний относительно правовых норм и правовых событий, которое приводит к убежденности в необходимости исполнения требований права.
Ви не можете писати нові повідомлення в цю тему Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі Ви не можете редагувати ваші повідомлення у цьому форумі Ви не можете видаляти ваші повідомлення у цьому форумі Ви не можете голосувати у цьому форумі