Форум Дніпропетровської державної фінансової академії

Форум Дніпропетровської державної фінансової академії

Форум присвячений вступу, навчанню, подіям яки відбуваються у Дніпропетровської державної фінансової академії, проведення Інтернет конференції, працевлаштуванню студентів академії, співпраці з партнерами.
 
 ДопомогаДопомога   ПошукПошук   Список учасниківСписок учасників   ГрупиГрупи   ЗареєструватисьЗареєструватись 
 ПрофільПрофіль   Увійти, щоб переглянути приватні повідомленняУвійти, щоб переглянути приватні повідомлення   ВхідВхід 

Офіційний сайт академії
Веткин А.С. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ...

 
Цей форум закрито   Цю тему закрито    Форум Дніпропетровської державної фінансової академії -> "Фінансово - бюджетна політика в контексті соціально-економічного розвитку регіонів"
Попередня тема :: Наступна тема  
Автор Повідомлення
НДВ Секція 1


   

З нами з: 17.02.09
Повідомлень: 99

ПовідомленняНаписане: вівторок березня 03, 2009 11:43 am    Тема повідомлення: Веткин А.С. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ... Відповісти цитуючи

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В УКРАИНЕ

Веткин А.С.
ИЭП НАН Украины
E-mail: vvishn@mail.ru

Единство мнений относительно целесообразности применения налоговых льгот экономического характера (направленных на достижение экономических результатов) отсутствует как в теории и практике стран запада, так и в Украине. Поэтому актуальным является рассмотрение данной проблемы с учетом институциональных условий Украины, что позволит дать более обоснованные рекомендации по реформированию ее налоговой системы.
Имеется ряд аргументов в пользу применения данных льгот.
(1) Предполагается, что эти льготы могут уменьшить искажения, вызываемые налогами на доходы от капитала (влияние на сбережения, инвестиции и риск). Но различные теоретические и эмпирические оценки того, насколько налоги и соответствующие льготы влияют на инвестиции и т.д., диаметрально противоположны. Вместе с тем, можно показать, что данные льготы не могут существенно повлиять на сбережения, инвестиции и желание рисковать в институциональных условиях Украины по следующим причинам.
1) Налоговое бремя в Украине ниже, чем во многих развитых странах. Поэтому главными причинами относительно низкого уровня сбережений, отечественных и иностранных инвестиций и оттока капиталов из страны является не налогообложение и отсутствие инвестиционных льгот..
2) В Украине выгоднее не осуществлять рискованные инвестиции, даже получая при этом льготы, а либо просто уклониться от налогов, поскольку налоговые лазейки и неэффективный контроль позволяют минимизировать вероятный размер санкций, либо инвестировать в поиск ренты и в коррупцию.
3) Низкое качество законодательства, распространенность экономической преступности и коррупции приводит, с одной стороны, к высоким издержкам государственного регулирования и судебной защиты, с другой – к незащищенности собственности и контрактов, недобросовестной конкуренции, возможности нарушения различных прав и законных интересов экономических субъектов, осуществляющих сбережения, инвестиции и хозяйственную деятельность в Украине, контрагентами и представителями власти. Если права собственности нечетко специфицированы и есть реальная возможность потери активов или вытеснения с рынка, то налоговые льготы мало повлияют на желание сберегать, инвестировать, заниматься бизнесом.
(2) Также считают, что налоговые льготы могут использоваться для устранения "провалов рынка", регулирования экстерналий и решения приоритетных задач государственной политики. К их числу относят стимулирование инноваций, малого предпринимательства, изменение отраслевой и региональной структуры производства, экологические проблемы, в т.ч. энергосбережение, то есть, проблемы, не вызванные налогообложением.
Необходимость решения этих проблем методами государственного регулирования не вызывает сомнений, однако налоговые льготы обычно для этой цели не применяются, поскольку либо не могут устранить данных проблем, либо являются не лучшим способом их решения.
Налоговые льготы, в сравнении с государственным производством или финансированием, являются худшим способом поддержки инноваций, как по причине того, что они не решают проблемы финансирования, так и в связи неадресностью и большими возможностями злоупотреблений. Причем, низкий уровень инновационной активности в Украине в большей степени связан с высокими рисками инвестиционной деятельности вообще (см. выше), а также со значительно более слабой, в сравнении с развитыми странами, защищенностью прав интеллектуальной собственности. А эти проблемы тем более не решаются с помощью инновационных налоговых льгот.
То же относится и к проблемам малого бизнеса. Государство может оказать ему реальную поддержку не с помощью налоговых льгот, а путем предоставления льготных кредитов, условий аренды помещений, выделения земельных участков, лизинга, бесплатными консультациями по правовым проблемам, ведению учета и отчетности и т.д.. Кроме того, в Украине требуется снизить издержки доступа и пользования законом (регистрация, лицензии разрешения, согласования, контроль, судебные процедуры, взятки и т.д.).
Известно также, что, если действуют высокие налоги на загрязнения и товары, связанные с нанесением экологического вреда, соответствующие запреты и жесткие санкции за их нарушения (чего нет в Украине), то экологические льготы не нужны, поскольку дублируют данные механизмы. Если же эти механизмы отсутствуют, то льготы не дадут результатов. То есть, нет оснований считать, что налоговые льготы направленные на повышение эффективности способны в действительности ее повысить. Зато существуют многочисленные аргументы против их использования. Некоторые из них приведены выше. Другие заключаются в следующем: 1) налоговые льготы сказываются на доходах бюджета, что может приводить к различным негативным последствиям; 2) они создают многочисленные неэффективности (распределение ресурсов. влияние на конкуренцию, неэффективность в сравнении с другими мерами государственного регулирования и др.) и при этом могут не достигать поставленных целей (либо не оказывать влияния на поведение, либо оказывать не то, которое требовалось); 3) они усложняют налоговое законодательство, приводят к росту административных издержек и создают лазейки, используемые для уклонения; 4) они стимулируют поиск ренты коррупцию и экономическую преступность как в налоговых, так и в смежных отношениях; 5) и наконец, они создают различные несправедливости.
Вышеизложенное в основном подтверждается анализом практики использования экономических налоговых льгот в Украине. От применения экономических налоговых льгот в Украине нужно отказаться, до того, как будут реформированы многие другие институты. Если же и в других институциональных условиях инвестиционная активность будет недостаточна. следует переходить на взимание налогов на потребление.
Догори
Переглянути профіль користувача Відіслати приватне повідомлення
Показувати:   
Цей форум закрито   Цю тему закрито    Форум Дніпропетровської державної фінансової академії -> "Фінансово - бюджетна політика в контексті соціально-економічного розвитку регіонів" Ваш часовий пояс: GMT + 2 Години
Сторінка 1 з 1

 
Перейти до:  
Ви не можете писати нові повідомлення в цю тему
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі
Ви не можете редагувати ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете видаляти ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете голосувати у цьому форумі



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru
Український переклад © 2005-2006 Сергій Новосад